« Назад
Немного истории о пантах марала. 30.11.2019 00:00
Немного истории о пантах маралов.
Панты уже со времен глубокой древности высоко ценились народами Азии (китайцами, тибетцами, монголами, манчжурами и др.) как мощное лекарственное средство, повышающее общий тонус жизнедеятельности человеческого организма, усиливающее его половую деятельность и излечивающее от заболеваний пищеварительного тракта, нервной и кровеносной систем и органов половой сферы.
Восточноазиатская (тибетская) медицина считает панты и приготовленные из них препараты (порошки, пилюли, настойки и т. п.) также средством против полового бессилия и бесплодия и лекарством, облегчающим роды.
Европейская медицина долгое время скептически относилась к лекарственному значению пантов и препаратов из них. Лишь в последнее десятилетие работами российских медиков, биохимиков и физиологов было доказано лечебное значение пантов и препаратов из них и дано объяснение воздействию пантовых препаратов на организм человека.
Постоянный спрос и высокие цены на панты на китайском и тибетском рынках еще в XVIII веке стимулировали развитие в Сибири и на Дальнем Востоке особого промысла (пантовку) с целью добычи пантов во время созревания. В XIX веке промысел пантачей (самцов оленей с отрастающими рогами-пантами) получил еще большее развитие, что привело к резкому сокращению поголовья маралов, изюбрей и пятнистых оленей в большинстве районов их распространения.
Достаточно указать, что лишь через Кяхту (Забайкалье) в конце XIX века ежегодно вывозилось в Китай около 2000 пар пантов изюбрей, добываемых в Прибайкалье и особенно в Забайкалье. Хорошая пара пантов пятнистого оленя ценилась в то время до 300 рублей, а пара пантов изюбря до 75 рублей.
Сокращение количества пантачей в охотничьих угодьях Южной Сибири и Дальнего Востока, с одной стороны, и рост спроса и цен на панты в Китае - с другой, послужили причинами, вызвавшими стремление крестьян некоторых районов этих областей заняться разведением маралов, изюбрей и пятнистых оленей в огороженных пространствах в полуодомашненном состоянии с целью ежегодного спиливания отрастающих рогов у пантачей.
Как известно, рога оленей не сохраняются, как у полорогих животных, в течение всей жизни, а ежегодно спадают, а затем вновь отрастают. Отрастающие рога мягкие, наполненные кровью, еще не окостеневшие, покрыты снаружи бархатистой шкуркой. Вполне отросшие и окостеневшие рога взрослых оленей имеют вид твердых, голых, костяных стержней, образующих ряд отростков той или иной формы. У большинства видов оленей рога носят только самцы; лишь у северных оленей слабо развитые рога имеются также и у самок.
Разведение пантовых оленей раньше всего началось на Алтае. Здесь еще в начале 30-х годов XIX века крестьянин дер. Фикали на р. Бухтарме С. Ушаков заложил первый маральник и стал ежегодно спиливать панты с содержащихся в нем пантачей - маралов. К концу XIX века на Алтае было уже около 200 маральников с поголовьем в 3000 оленей. Ежегодно эти хозяйства давали более тысячи пар пантов.
Развитие пантового оленеводства в южных районах Сибири и на Дальнем Востоке значительно повысило вывоз пантов из России. К началу XX века ежегодно вывозилось в Китай до 6000 пар пантов (маральих около 3000 пар, изюбринных около 1000 пар, пятнистых оленей - около 2000 пар).
В настоящее время пантовые олени - маралы, изюбри и пятнистые олени - разводятся в специальных государственных оленеводческих совхозах и многочисленных оленеводческих колхозных фермах, сосредоточенных преимущественно на Алтае, в Саянах, Прибайкалье, Забайкалье и в Приморском крае.
Ареал обитания маралов - Алтай, Новая Зеландия, Тянь-Шань, Киргизия, Красноярский край. По статистической отчетности, в мараловодческих хозяйствах республики Алтай сосредоточено около 56 тысяч поголовья, а в тех районах Алтайского края, которые занимаются мараловодством - Алтайском, Солонешенском,Чарышском - порядка 28 тысяч. В Казахстане сохранилось несколько мараловодческих хозяйств, основанных еще в Советском Союзе.
Кровь маралов является одним из самых древних народных средств от многих болезней. Только научное ее использование в лечебных целях жителями Азии и Европы имеет более, чем пятисотлетнюю историю. За это время кровь благородного оленя приобрела славу едва ли не эликсира жизни. Действительно, исследования последних лет показали, что в крови маралов содержится целый комплекс полезных для здоровья человека веществ: белки, жиры, макро- и микроэлементы, основания нуклеиновых кислот, аминокислоты, пептиды, гормоны и гормоноподобные вещества, стероиды, витамины и многое другое; причем кровь из сосудов тела и пантов марала обладает одинаковой биологической активностью.
Почему именно марал стал уникальным сочетанием "все в одном", определить довольно сложно. Кровь других животных, даже обитающих в тех же местностях, что и марал, такими свойствами обладает в лучшем случае отчасти. Алтай далек от крупных индустриальных районов страны, практически не тронут пока современной цивилизацией, поэтому является экологически чистой зоной. Плюс подходящая кормовая база и определенная высота над уровнем моря - сочетание всех этих факторов в комплексе, видимо, и определило особенности метаболизма благородного оленя.
Первый отлов маралов в районе реки Бухтармы на Южном Алтае (Казахстан) в 1872 г. провели братья Шараповы. К концу XIX в. по всему Алтаю уже насчитывалось более 200 маральников с поголовьем 3180 животных.
Развитие новой отрасли повлекло за собой необходимость формирования технологии ведения крупных хозяйств, способов консервации пантов, разработки лекарственных препаратов из пантов. В России активно ведутся научно-исследовательские работы в области пантового оленеводства, регистрируются препараты из пантов и крови марала, пятнистого оленя, северного оленя, сайги и др. Россия занимает ведущее место по экспорту пантов на мировой рынок.
|